Решение Московского городского суда от 12.02.2015 по делу N 3-0018/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 2 постановления Правительства Москвы от 06.06.2006 N 378-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни" в части включения в границы особо охраняемой природной территории земельного участка>
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу № 3-0018/2015
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Ларионовой О.Г., при секретаре Я.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-0018/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Т" об оспаривании пункта 2 постановления Правительства Москвы от 6 июня 2006 № 378-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни" в части включения в границы особо охраняемой природной территории земельного участка с кадастровым номером ***,
установил:
6 июня 2006 года Правительством Москвы принято постановление № 378-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни".
Постановление подписано Мэром Москвы, первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 37, 3 июля 2006 года.
Пунктом 1 данного постановления предусмотрено согласиться с предложением Москомархитектуры о корректировке границ особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни" без уменьшения ее общей площади, предусматривающим исключение из состава заказника земельных участков общей площадью 92,66 га, занятых объектами, функционирование которых противоречит функциональному назначению территории, и включение в состав заказника территорий объектов природного комплекса Западного административного округа № 89, 93, 94, 106, 108, 109, 111, 112 и иных территорий, расположенных вдоль границ заказника, общей площадью 93,51 га.
Пунктом 2 постановления утверждены откорректированные границы особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни".
Общество с ограниченной ответственностью "Т" обратилось в Московский городской суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 2 названного постановления в части включения в границы особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни" земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, описанному в пункте 4 раздела "Участки в долине реки Наверашки" приложения 2 к оспариваемому постановлению.
Свои требования Общество мотивировало тем, что оспариваемыми положениями необоснованно включен в состав особо охраняемой природной территории земельный участок с кадастровым номером ***, на котором располагается принадлежащее заявителю по праву собственности имущество в виде газораспределительной подстанции и двух ниток газопровода. Заявитель считает, что Правительство Москвы не обладает полномочиями по изменению границ уже созданных особо охраняемых природных территорий. Принятие оспариваемых положение привело к изменению ранее утвержденной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий города Москвы. Однако утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и внесение в нее изменений отнесено, статьей 3 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", к компетенции Московской городской Думы. Кроме того, Москомархитектура не обладает полномочиями по корректировке уже существующей особо охраняемой природной территории, спорный земельный участок не имеет природоохранного значения, поскольку его целевым назначением являлось складирование материалов и выполнения работ по благоустройству. Экологическое обследование участка в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" не проводилось. В результате издания оспариваемого в части постановления общество лишено права заключить договор аренды используемого им земельного участка или приобрести его в собственность.
В настоящем судебном заседании представитель ООО "Т" (по доверенности) Е.И.Н. требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям указанным в заявлении.
Представители Правительства Москвы (по доверенности) К.Е.В., А.С.В., представитель Правительства Москвы (по доверенности) Ш.Е.А., представляющая также интересы Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в настоящем судебном заседании требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении, полагая требования не обоснованными и противоречащими положениям закона. Считали, что постановление Правительства Москвы, положения которого оспаривает заявитель, принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному закону и законам субъекта, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, изучив письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Ларионовой О.Г., которая полагала, что заявление не подлежит удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Т" следует отказать по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры, согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального значения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с положениями статьи 1 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемой природной территории основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2, пунктов 4 и 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заказники, составляющие одну из категорий особо охраняемых природных территорий, могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 23 Федерального закона 13 марта 1995 года № 33-ФЗ, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с установленными законом требованиями.
Природный заказник "Долина реки Сетуни" является особо охраняемой природной территорией регионального значения, которая образована постановлением Правительства Москвы от 21 июля 1998 года № 564 "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы".
Пунктом 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры.
Пунктом "г" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях" к полномочиям Правительства Москвы относится утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий.
В силу пункта 2 статьи 53 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.
Исходя из анализа изложенного суд приходит к выводу, что Правительство Москвы, в силу положений пункта 2 статьи 53 Градостроительного кодекса города Москвы, пункта "г" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48, обладает всей полнотой полномочий для принятия решения по вопросу изменения границ особо охраняемых природных территорий. Доводы заявителя об обратном, не учитывают названных положений Законов города Москвы от 25 июня 2008 № 28 и от 26 сентября 2001 года № 48, в связи с чем подлежат отклонению.
Утверждение заявителя о том, что в результате принятого Правительством Москвы оспариваемого в части постановления произошло изменение ранее утвержденной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территории города Москвы основано на неправильном толковании вышеприведенного законодательства. Пункт 2 оспариваемого постановления регулирует вопросы определения границ природного заказника, что относится к компетенции Правительства Москвы.
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий утверждена статьей 1 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года № 37 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве". В соответствии с приложением 1, указанного Закона, Природный заказник "Долина реки Сетуни" входит в перечень существующих особо охраняемых природных территорий Западного административного округа города Москвы.
Границы особо охраняемых природных территорий устанавливаются линиями градостроительного регулирования и утверждаются Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 января 2001 года № 270-ПП утверждено Положение о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве.
Пунктом 4 данного постановления на Москомархитектуру возложены полномочия по осуществлению разработки всех разбивочных чертежей-актов линий градостроительного регулирования на территории города Москвы, включая границы особо охраняемых природных территорий.
В силу пунктов 4.5, 4.9 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 1 ноября 2005 года № 850-ПП, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, именно в компетенцию Москомархитектуры входил вопрос о направлении в Правительство Москвы предложений об изменении границ особо охраняемых природных территорий.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что Москомархитектура не обладала полномочиями по корректировке границы уже существующей особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни", являются необоснованными, а участие Москомархитектуры в работе по подготовке постановления Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 378-ПП осуществлено в пределах ее компетенции.
Не соответствует обстоятельствам дела и довод заявителя о нарушении Правительством Москвы пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 33-ФЗ, которым предусмотрена необходимость согласования решения об изменении режима особой охраны особо охраняемых природных территорий с уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, поскольку режим охраны и использования особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни" установлен приложением 9 к постановлению Правительства Москвы от 21 июля 1998 года № 564, в которое, оспариваемым постановлением, изменения не вносились.
Включение земельных участков, зарезервированных для образования ландшафтного заказника "Долина реки Наверашки", в границы природного заказника "Долина реки Сетуни" не противоречит целям охраны и использования данных участков, которые сохраняют статус особо охраняемых природных территорий. Кроме того, пунктом 4 оспариваемого в части постановления предусмотрена компенсация территории объекта природного комплекса Западного административного округа № 89 "Долина р. Наверашки на участке от устья до пр.пр. № <...>", включаемой в состав особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни". Эти обстоятельства свидетельствуют о соблюдении, при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, также требований пункта 5 статьи 14 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48, в силу которого корректировка границ особо охраняемых природных территорий, приводящая к уменьшению их площади, запрещается.
Согласно пункту 6 статьи 8 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" условием осуществления Правительством Москвы корректировки границ особо охраняемых природных территорий названо наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Пунктом 4.1 Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 марта 2001 года № 270-ПП, предусмотрено, что основанием для установления, изменения, отмены линий градостроительного регулирования является градостроительная документация, разработанная организациями, имеющими лицензию на градостроительное проектирование, получившая положительное заключение государственной экологической и градостроительной экспертиз и утвержденная в установленном порядке.
Согласно преамбуле оспариваемого постановления по территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни" проведены государственная экологическая экспертиза, государственная экспертиза градостроительной документации и публичные слушания.
В материалы дела представлено заключение государственной экологической экспертизы по материалам "Территориальная схема сохранения и развития особо охранной природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни", утвержденной приказом регионального управления Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 6 марта 2006 года № 412-ЭМ и проведенной в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174 "Об экологической экспертизе". Из заключения следует, что предметом экспертизы являлся, в том числе, вопрос о корректировке территории названного природного заказника, содержатся выводы об обоснованности исключения части территории и включении взамен исключенных новых территорий.
Проект оспариваемого постановления Правительства Москвы прошел публичные слушания, о чем представителями заинтересованных лиц представлены соответствующие документы.
Оснований не доверять указанным обстоятельствам не имеется. Следовательно, доводы Общества и в этой части подлежат отклонению как необоснованные.
Что касается утверждений заявителя об отсутствии природоохранного значения спорного земельного участка, то они опровергаются названным выше заключением государственной экологической экспертизы, согласно которому вопрос корректировке границ природного заказника "Долина реки Сетуни", с включением в состав особо охраняемой природной территории спорного земельного участка решен положительно.
Таким образом, оспариваемое заявителем в части постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Постановление издано высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции, не нарушает прав и свобод заявителя.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Т" об оспаривании пункта 2 постановления Правительства Москвы от 6 июня 2006 № 378-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природный заказник "Долина реки Сетуни" в части включения в границы особо охраняемой природной территории земельного участка с кадастровым номером ***, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда
М.Ю. Казаков
------------------------------------------------------------------