Решение Московского городского суда от 03.09.2015 по делу N 3-434/2015 <Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании постановления Правительства Москвы от 23 октября 2012 года N 592-ПП>
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2015 г. по делу № 3-434/2015
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре В.Н.Ю.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-434/2015 по заявлению М.Д.Б., К.С.К., К.А.Н., Г.Е.Н., Т.Т.М. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 23 октября 2012 года № 592-ПП,
установил:
23 октября 2012 года Правительством Москвы принято постановление № 592-ПП "Об утверждении проекта планировки части территории объекта природного комплекса № 11 Восточного административного округа города Москвы "Гольяновский парк" по адресу: ул. Уральская, напротив вл. 21".
Постановление подписано Мэром Москвы, текст документа опубликован 29 октября 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 60 и на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Названным постановлением утвержден проект планировки части территории объекта природного комплекса № 11 Восточного административного округа города Москвы "Гольяновский парк" по адресу: ул. Уральская, напротив вл. 21 (приложение 1) (пункт 1 постановления), изменены границы объекта природного комплекса № 11 Восточного административного округа города Москвы "Гольяновский парк", из его состава выделен участок территории площадью 0,61 га, и образован новый объект природного комплекса № 11а "Территория храмового комплекса по Уральской улице", установлены его границы согласно приложению 2 (пункт 2 постановления).
Пунктом 3 названного нормативного правового акта внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 38 "О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий": пункт 11 раздела "Восточный АО" приложения 1 к постановлению изложен в редакции согласно приложению 3 к постановлению, дополнен раздел "Восточный АО" приложения 1 к постановлению пунктом 11а в редакции согласно приложению 3 к постановлению (пункты 3.1 и 3.2 постановления).
М.Д.Б., К.С.К., К.А.Н., Г.Е.Н., Т.Т.М. обратились в Московский городской суд с заявлением, в котором просят признать недействующим названное постановление.
В обоснование своих требований заявители указывают, что оспариваемое постановление нарушает их право на благоприятную окружающую среду, противоречит пункту 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 4, 23, 28 Градостроительного кодекса города Москвы, Закону города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 "О Генеральном плане города Москвы", иным нормативным правовым актам.
В судебном заседании заявители Т.Т.М., Г.Е.Н. требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по основаниям указанным в заявлении и дополнительно представленных письменных пояснениях.
Заявители М.Д.Б., К.С.К., К.А.Н. в судебное заседание не явились о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, их интересы по доверенностям представляла заявитель Т.Т.М.
Представители Правительства Москвы (по доверенности) А.Э.Л., К.В.Г. в судебном заседании требования заявителей не признали, просили отказать в их удовлетворении, полагая требования необоснованными и противоречащими положениям закона. Считали, что постановление Правительства Москвы, положения которого оспаривают заявители, принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному закону и законам субъекта, имеющим большую юридическую силу.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектуры) К.В.Г. возражал против удовлетворения требований заявителей, представил письменный отзыв.
Представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента культурного наследия города Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В материалы дела от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы представлен письменный отзыв об отклонении требований заявителей.
Выслушав объяснения заявителей, их представителя, представителей Правительства Москвы, представителя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Слободина С.А. об отклонении заявления, суд считает, что в удовлетворении требований заявителей следует отказать по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в области градостроительной деятельности, природопользования и охраны окружающей среды.
В силу пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1, 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 7 названного Федерального закона, подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, в силу статей 1, 11, 13, 15 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Оспариваемое постановление Правительства Москвы подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, что соответствует требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, пунктам 1, 2, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 "О правовых актах города Москвы".
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Законом города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 "О Генеральном плане города Москвы", а также в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси К. о размещении в городе Москве двухсот православных храмовых комплексов, выборе земельных участков для их строительства и предварительном согласовании мест размещения этих объектов, 20 октября 2010 года Правительством Москвы издано распоряжение № 2367-РП "Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы".
Из материалов дела видно, что на основании названного акта Департаментом земельных ресурсов города Москвы 13 июля 2012 года издано распоряжение № 3481, которым утверждена схема расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Уральская, напротив вл. 21 на кадастровой карте территории и установлено его разрешенное использование: "объекты размещения культовых и религиозных организаций" (л.д. 102 и оборот).
Префектурой Восточного административного округа города Москвы 28 марта 2014 года издано распоряжение № 107-В-Р, пунктом 1 которого утвержден акт о выборе земельного участка для строительства храмового комплекса по адресу: ул. Уральская, напротив вл. 21 (л.д. 103-105).
В соответствии с требованиями пункта 1 части 4 статьи 1 Закона города Москвы от 11 июля 2012 года № 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" решением Совета депутатов муниципального округа Гольяново от 06 марта 2014 года № 5/1 согласован проект Префектуры Восточного административного округа города Москвы "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства храмового комплекса по адресу: ул. Уральская, напротив вл. 21 (л.д. 105 оборот). Данное решение опубликовано в Московском муниципальном вестнике (л.д. 109).
В период с 14 по 28 февраля 2012 года проведены публичные слушания по размещению храма на указанной территории, по итогам которых одобрен проект планировки (л.д. 93-98).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории урегулирована статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 19 которой предусмотрено, что порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается не только названным Кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации.
На уровне города федерального значения Москвы вопросы разработки, согласования и утверждения проекта планировки территории, регламентированы статьей 40 Градостроительного кодекса города Москвы, частью 8 которой предусмотрено, что порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов планировки территории устанавливается Правительством Москвы в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с указанными положениями регионального закона Правительством Москвы постановлением от 6 апреля 2010 года № 270-ПП утверждено Положение о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве (далее Положение).
Пунктом 1.2 Положения, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 сентября 2011 года № 456-ПП, предусмотрено, что основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Москомархитектуры, принимаемый по поручению Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, который содержит решение о подготовке проекта планировки территории с указанием территории или описанием границ территории, заказчика, источника финансирования и сроков подготовки проекта планировки территории.
Согласно приведенных нормативных правовых актов, как федерального, так и регионального уровня, подготовка документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения начинается с принятия решения об этом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
22 ноября 2011 года Москомархитектурой принято соответствующее распоряжение № 21 "О подготовке проектов планировки территорий города Москвы с целью размещения православных храмовых комплексов".
В соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 16 ноября 2010 года № 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" на заседании названной комиссии 06 июня 2012 года одобрен проект планировки части территории природного комплекса № 11 - ВАО "Гольяновский парк" в целях размещения храмового комплекса.
Во исполнение требований пункта 1 части 3 статьи 40 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года № 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" по проекту планировки проведены публичные слушания.
Особенности градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях в городе Москве установлены главой 10 Градостроительного кодекса Москвы.
Согласно части 3 статьи 51, названного Закона города Москвы, к озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:
1) озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;
2) озелененные территории ограниченного использования;
3) озелененные территории специального назначения.
Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Москвы предусмотрено, что установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.
При этом согласно части 7 статьи 55 Градостроительного кодекса Москвы режимы регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, приведенными нормами допускается перевод озелененной территории общего пользования в озелененную территорию ограниченного пользования, в соответствии с проектом планировки, утвержденным Правительством Москвы, доводы заявителей об обратном основаны на неверном понимании закона, в связи с чем подлежат отклонению.
Процедура такого перевода приведена в части 2 статьи 56 Градостроительного кодекса Москвы, согласно которой, проекты планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, проекты планировки иных территорий, содержащие положения об изменении границ, категорий, использования природных и озелененных территорий, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий.
Указанные требования закона, при принятии оспариваемого постановления, соблюдены.
Органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, согласно постановлению Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 296-ПП, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, заключением которого от 09 октября 2012 года согласованы для дальнейших стадий проектирования материалы по обоснованию проекта планировки части территории объекта природного комплекса № 11 - ВАО "Гольяновский парк" в целях размещения православного храмового комплекса по адресу: г. Москва, ул. Уральская, вл. 21 (ВАО города Москвы) (л.д. 189-190).
В соответствии с приложением к оспариваемому постановлению, территория храмового комплекса является территорией ограниченного пользования. При этом земельный участок под строительство храмового комплекса предоставлен религиозной организации по договору безвозмездного пользования, следовательно, не отчужден, остается в собственности города Москвы. Таким образом, не обоснованы и подлежат отклонению ссылки заявителей на противоречие оспариваемого нормативного правового акта пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 21 Устава города Москвы.
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Из материалов дела усматривается, что проект планировки территории, утвержденный оспариваемым постановлением, содержит перечисленные выше элементы, следовательно, соответствует приведенным требованиям закона.
Согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Москвы изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи.
Оспариваемым постановлением предусмотрены изменения границ природного комплекса путем выделения из его состава территории для образования нового природного комплекса, в связи с чем площадь природных и озелененных территорий остается прежней, баланс указанных территорий сохраняется, что соответствует требованиям части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Москвы.
Вид разрешенного использования земельного участка, на который утвержден проект планировки, установлен как "объекты размещения культовых и религиозных организаций". Функциональным назначением этой территории, установленным проектом планировки, является строительство храмового комплекса, в связи с чем строительство указанного объекта на этой территории допустимо и не противоречит положениям статьи 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года № 17 "О защите зеленых насаждений".
Законом города Москвы от 5 мая 2010 года № 17, которым утвержден Генеральный план города Москвы, территория, на которую разработан указанный проект планировки, расположена в границах района Гольяново, в функциональной зоне № 18 (карта "функциональные зоны", книга 2 Генерального плана).
Согласно сноске "*" для указанной функциональной зоны недопустимость или возможность строительства, реконструкции объектов капитального строительства, планируемая суммарная площадь наземной, подземной части указанной застройки устанавливается в соответствии с требованиями природоохранного и иного законодательства, градостроительного регламента, региональных нормативов градостроительного проектирования в городе Москве, технических регламентов, санитарных норм, публичных сервитутов и иными обязательными требованиями законодательства в составе документации по планировке.
Из указанного выше следует, что Генеральным планом города Москвы не установлен запрет на строительство капитальных объектов на указанной территории, возможность такого строительства определяется документацией по планировке территории, следовательно, оспариваемое постановление не противоречит Закону города Москвы от 5 мая 2010 года № 17.
Что касается ссылок заявителей на постановление Правительства Москвы от 25.01.2000 № 49 "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99" и утверждения заявителей о том, что высота храма согласно указанным нормам не может превышать 8 метров, тогда как это условие не соблюдается, суд отмечает, что данное постановление Правительства Москвы не является нормативным правовыми актом, имеющими большую, по отношению к оспариваемому, юридическую силу, в связи с чем на его соответствие не подлежит проверке оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд отклоняет довод заявителей о невозможности строительства храма в связи с тем, что спорный участок расположен на территории охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. № 1215 в зоне охраняемого природного ландшафта запрещается только та строительная и хозяйственная деятельность, которая может привести к трансформации ценных фрагментов природного рельефа, ценного озеленения и элементов гидрографической сети.
Требования к режиму содержания зоны охраняемого природного ландшафта не устанавливают полного запрета на проведение градостроительной деятельности в границах ее территории.
Проектом планировки, содержащимся в оспариваемом постановлении, предусматривается размещение православного храма на земельном участке по адресу: ул. Уральская, напротив вл. 21, на части территории природного комплекса "Гольяновский парк", не относящегося в памятникам садово-паркового искусства и не являющегося объектом культурного наследия.
Суд обращает внимание, что вступившим в законную силу решением Преображенского районного суда г. Москвы от 03 марта 2015 г. отказано в удовлетворении требований двух заявителей по настоящему делу о признании недействительным градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Москва, Гольяново, ул. Уральская, напротив вл. 21, признании недействительным приказа Москомархитектуры № 903 от 22.04.2014 г. об утверждении градостроительного плана указанного выше земельного участка (л.д. 59-68).
В рамках рассмотрения указанного дела была дана оценка доводам о невозможности строительства храма на указанном земельном участке, который относится к зоне охраняемого природного ландшафта. Судом данные доводы отклонены. Судом установлено, что генеральный план города Москвы в отношении указанной территории не устанавливает запрета на строительство и прямо предусматривает, что возможность такого строительства, а также технико-экономические параметры строительства определяются документацией по планировке территории.
Таким образом, оспариваемое заявителями постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Постановление издано высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции, не нарушает прав и свобод заявителей.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление М.Д.Б., К.С.К., К.А.Н., Г.Е.Н., Т.Т.М. об оспаривании постановления Правительства Москвы от 23 октября 2012 года № 592-ПП - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда
И.С. Баталова
------------------------------------------------------------------