По датам

2011

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Московского городского суда от 21.05.2015 по делу N 3-288/2015 <Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании пунктов 2, 3.1.4, 3.2, 3.3, 3.4, 10.1, 10.3 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", пунктов 28, 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05.12.2014 N 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы">



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. по делу № 3-288/2015

Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре З.Д.В.
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-288/2015 по заявлению И.Е.Л. об оспаривании пунктов 2, 3.1.4, 3.2, 3.3, 3.4, 10.1, 10.3 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 г. № 289-ПП "Об организации платных городских парковок в г. Москве", пунктов 28, 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы",

установил:

17 мая 2013 года Правительством Москвы принято постановление № 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 17 мая 2013 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" 21 мая 2013 г., № 28.
Постановление действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.07.2013 № 422-ПП, от 21.08.2013 № 559-ПП, от 03.12.2013 № 798-ПП, от 12.12.2013 № 830-ПП, от 22.04.2014 № 201-ПП, от 23.04.2014 № 219-ПП, от 05.05.2014 № 240-ПП, от 27.05.2014 № 270-ПП, от 10.06.2014 № 321-ПП, от 29.07.2014 № 429-ПП.
05 декабря 2014 года Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы принят приказ № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы", текст которого опубликован на официальном сайте Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы http://dt.mos.ru 05 декабря 2014 года. Приложением к приказу утверждена дополнительная территориальная зона организации платных городских парковок.
И.Е.Л. обратился в Московский городской суд с заявлением об оспаривании в части пунктов 2, 3.1.4, 3.2, 3.3, 3.4, 10.1, 10.3 указанного выше постановления Правительства Москвы, пунктов 28, 29 приложения к приказу Департамента. Ранее в судебном порядке данные нормативные положения не проверялись.
Заявитель оспаривает пункт 2 постановления Правительства Москвы № 289-ПП в следующей части:
"2. Установить, что размещение транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок (пользование парковочными местами) в территориальных зонах организации платных городских парковок является платным с 1 июня 2013 г., в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок - с момента, указанного в пункте 10.3 настоящего постановления".
Заявитель оспаривает пункт 3.1.4 постановления Правительства Москвы № 289-ПП полностью:
"3.1.4. В пределах территории от внешней стороны Садового кольца до внешней стороны Третьего транспортного кольца, а также за внешней стороной Третьего транспортного кольца в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок, утвержденных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.1.3 настоящего постановления, - 40 рублей в час круглосуточно".
Заявитель оспаривает пункт 3.2 постановления Правительства Москвы № 289-ПП полностью:
"3.2. Плата за размещение одного транспортного средства на парковочных местах платных городских парковок (пользование парковочными местами), за исключением размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта, с 6 часов 00 минут до 24 часов 00 минут ежедневно в течение одного месяца при условии внесения указанной платы разовым платежом в порядке, установленном Правилами пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2), составляет:
- 16 тысяч рублей на всех платных городских парковках, расположенных на территории, ограниченной Третьим транспортным кольцом, и на Третьем транспортном кольце, включая его внутреннюю и внешнюю стороны, а также за внешней стороной Третьего транспортного кольца в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок, утвержденных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, за исключением территории, указанной в пункте 3.1.3 настоящего постановления;
- 12 тысяч рублей на платных городских парковках, расположенных на территории от внешней стороны Бульварного кольца до Третьего транспортного кольца и на Третьем транспортном кольце, включая его внутреннюю и внешнюю стороны, а также за внешней стороной Третьего транспортного кольца в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок, утвержденных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, за исключением территории, указанной в пункте 3.1.3 настоящего постановления;
- 8 тысяч рублей на платных городских парковках, расположенных на территории от внешней стороны Садового кольца до Третьего транспортного кольца и на Третьем транспортном кольце, включая его внутреннюю и внешнюю стороны, а также за внешней стороной Третьего транспортного кольца в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок, утвержденных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, за исключением территории, указанной в пункте 3.1.3 настоящего постановления".
Заявитель оспаривает пункт 3.3 постановления Правительства Москвы № 289-ПП полностью:
"3.3. Плата за размещение одного транспортного средства на парковочных местах платных городских парковок (пользование парковочными местами), за исключением размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта, с 6 часов 00 минут до 24 часов 00 минут ежедневно в течение одного года при условии внесения указанной платы разовым платежом в порядке, установленном Правилами пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2), составляет:
- 160 тысяч рублей на всех платных городских парковках, расположенных на территории, ограниченной Третьим транспортным кольцом, и на Третьем транспортном кольце, включая его внутреннюю и внешнюю стороны, а также за внешней стороной Третьего транспортного кольца в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок, утвержденных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, за исключением территории, указанной в пункте 3.1.3 настоящего постановления;
- 120 тысяч рублей на платных городских парковках, расположенных на территории от внешней стороны Бульварного кольца до Третьего транспортного кольца и на Третьем транспортном кольце, включая его внутреннюю и внешнюю стороны, а также за внешней стороной Третьего транспортного кольца в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок, утвержденных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, за исключением территории, указанной в пункте 3.1.3 настоящего постановления;
- 80 тысяч рублей на платных городских парковках, расположенных на территории от внешней стороны Садового кольца до Третьего транспортного кольца и на Третьем транспортном кольце, включая его внутреннюю и внешнюю стороны, а также за внешней стороной Третьего транспортного кольца в дополнительных территориальных зонах организации платных городских парковок, утвержденных в соответствии с пунктом 10.1 настоящего постановления, за исключением территории, указанной в пункте 3.1.3 настоящего постановления.
Заявитель оспаривает пункт 3.4 постановления Правительства Москвы № 289-ПП полностью:
"3.4. Размещение транспортного средства, указанного в резидентном парковочном разрешении, на парковочном месте платной городской парковки (пользование парковочным местом), за исключением размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта, осуществляется в пределах территории района города Москвы, на который распространяется действие резидентного парковочного разрешения с 20 часов 00 минут до 8 часов 00 минут бесплатно, в остальное время - за плату в размере:
- 3000 рублей в год (годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок) при условии внесения указанной платы разовым платежом в порядке, установленном Правилами пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2 к настоящему постановлению);
- указанном в пункте 3.1 настоящего постановления, если годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок не внесена".
Заявитель оспаривает пункт 10.1 постановления Правительства Москвы № 289-ПП полностью:
"10.1. На Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы возлагаются функции:
- главного администратора доходов бюджета города Москвы в части поступления доходов от взимания платы за размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами);
- по координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им учреждений при планировании и проведении мероприятий, связанных с созданием и эксплуатацией платных городских парковок;
- по утверждению дополнительных территориальных зон организации платных городских парковок и перечня специальных парковочных мест для грузового транспорта".
Заявитель оспаривает пункты 28, 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05.12.2014 № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы". Данными пунктами в состав дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы внесены улицы Новолужнецкий проезд (п. 28), Лужнецкая набережная (п. 29).
В обоснование требований об оспаривании в части указанных выше нормативных правовых актов заявитель ссылался на то, что они противоречат статьям 3 и 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Со ссылкой на приведенные нормы закона, заявитель указывал, что платные парковки являются конструктивными элементами автомобильной дороги, должны быть отделены от других ее частей, должны быть обустроены именно для размещения транспортных средств, между тем, оспариваемыми пунктами нормативных правовых актов предусмотрено взимание парковочной платы за размещение автомобилей на обочинах дороги, не оборудованных специальным образом; оспариваемые в части акты, по утверждению заявителя, не создают парковочные места, а лишь изменяют режим улиц без какого-либо их переустройства. Также заявитель указал, что оспариваемые пункты, предусматривая платную парковку без осуществления специально оборудованных мест, вводят не предусмотренный Налоговым кодексом РФ сбор. Кроме того, заявитель указывал, что отсутствие в актах требований о государственной регистрации парковок как дорожных сооружений противоречит статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отношении пункта 10.1 оспариваемого постановления Правительства Москвы заявитель указал, что данным пунктом Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы предоставляется не основанное на законе право вводить зоны платной парковки, быть главным администратором доходов бюджета в части взимания платы за пользование парковочными местами, которая представляет собой не предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации сбор.
В отношении оспаривания пунктов 28, 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05.12.2014 № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы", помимо приведенных выше оснований, заявитель дополнительно указал, что государственным органом не был соблюден порядок опубликования нормативного правового акта.
В судебном заседании заявитель И.Е.Л. требования поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Москвы С.Д.В., К.Е.Н. против удовлетворения требований возражали по доводам письменного отзыва.
Представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Г.Е.П. против удовлетворения требований возражала по доводам письменного отзыва.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые заявителем отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. об отклонении заявления, суд приходит к выводу, что заявление И.Е.Л. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу обстоятельств, при наличии которых оспариваемые в части пункты 2, 3.1.4, 3.2, 3.3, 3.4, 10.1, 10.3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 289-ПП, пункты 28, 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05.12.2014 № 61-02-348/4 могут быть признаны недействующими, не имеется.
Отношения по использованию автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлению дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из положений статьи 4 названного Федерального закона следует, что законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Положениями статьи 12 этого же Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Из приведенных выше законоположений следует, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством Москвы принято оспариваемое постановление Правительства Москвы от 17.05.2013 г. № 289-ПП "Об организации платных городских парковок в г. Москве".
Компетенция Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления также была предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2014 года № 5-АПГ13-58, от 4 февраля 2015 г. № 5-АПГ14-60). Суды пришли к выводу, что постановление № 289-ПП от 17 мая 2013 года принято Правительством Москвы в пределах его полномочий.
С учетом изложенного, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Постановление Правительства Москвы № 289-ПП от 17 мая 2013 года (с учетом изменений) подписано Мэром Москвы, опубликовано и введено в действие в установленном законом порядке; его форма соответствует части 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы".
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы также обладает необходимой компетенцией для принятия приказа от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы", в состав которого включено соответствующее приложение. Данный нормативный правовой акт опубликован и введен в действие в установленном законом порядке.
Так, постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 № 32-ПП утверждено Положение о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Пунктом 1 данного Положения предусмотрено, что Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики города Москвы и осуществлению управления в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, предоставлению государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пунктом 6.12 Положения установлено, что Департамент утверждает схемы размещения городских парковок, дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок, перечень специальных парковочных мест для грузового транспорта и порядок оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках.
Таким образом, принятие оспариваемого в части приказа Департамента от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы" входит в компетенцию указанного органа.
Приказ Департамента от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 опубликован на официальном сайте Департамента http://dt.mos.ru 05 декабря 2014 года в разделе "Приказы и Распоряжения Департамента".
Суд отклоняет довод заявителя о том, что оспариваемый в части приказ Департамента подлежит признанию недействующим ввиду нарушения порядка его опубликования. По утверждению заявителя, приказ Департамента подлежал опубликованию на официальном сайте Правительства Москвы, а не на сайте Департамента. Также, по мнению заявителя, приказ Департамента может являться правовым актом, обязательным к применению, только тогда, когда возможность принятия такого акта предусмотрена законом города Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона г. Москвы от 08.07.2009 № 25 "О правовых актах города Москвы" правовыми актами города Москвы являются официальные документы, в том числе, принятые (изданные) органами государственной власти города Москвы (должностными лицами города Москвы), содержащие положения нормативного характера и (или) индивидуального действия и направленные на регулирование общественных отношений.
Частями 1, 2, 3 статьи 4 этого же Закона определено, что правовые акты города Москвы образуют единую систему, подразделяются на законодательство города Москвы и подзаконные акты города Москвы.
Пунктом 6 части 3 данной статьи определено, что к подзаконным актам города Москвы относятся приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые функциональными органами исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий органами исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что оспариваемый в части приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, включая приложение как его неотъемлемую часть, является нормативным правовым актом города Москвы, принятым в пределах компетенции и полномочий Департамента.
Оспариваемый в части приказ Департамента опубликован в установленном порядке.
В силу части 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 № 25 "О правовых актах города Москвы" официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 4 статьи 28 этого же Закона определено, что тексты правовых актов органов исполнительной власти города Москвы могут размещаться на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти города Москвы.
Оспариваемый в части приказ размещен на официальном сайте Департамента 05 декабря 2014 года в разделе "Приказы и Распоряжения Департамента (http://dt.mos.ru/legislation/orders-and-instructions-of-the-department-of-transport/1452798).
Ознакомление с данным актом является бесплатным и общедоступным для любого заинтересованного лица. Также приказ опубликован в справочно-правовых системах, в частности, в системе "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru), имеется в открытом доступе на иных электронных ресурсах в сети Интернет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что порядок опубликования нормативного правового акта не нарушен, всем заинтересованным лицам обеспечена возможность бесплатного и доступного ознакомления с содержанием акта, что полностью соответствует требованиям законодательства, а также разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Проверяя соответствие оспариваемых И.Е.Л. в части нормативных положений постановления Правительства Москвы № 289-ПП от 17 мая 2013 года, приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 (приложения в части пунктов 28 и 29) федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Оспаривая в части постановление Правительства Москвы № 289-ПП от 17 мая 2013 года, пункты 28 и 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4, заявитель ссылается на несоответствие данных актов в оспариваемой части статьям 3 и 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По мнению заявителя, федеральное законодательство, включая приведенный Закон, предписывает использование парковок на платной основе только в том случае, когда парковки оборудованы специальным образом, конструктивно отделены от дорожного полотна, не являются необорудованной частью обочины автомобильной дороги.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами, по утверждению заявителя, устанавливается платная парковка, определяются зоны парковки без оборудования парковочных мест, что изменяет режим ранее существовавших улиц без какого-либо их переустройства; этими же пунктами актов предусмотрено взимание платы за размещение автомобилей на обочинах дороги, не оборудованных специальным образом. Предусматривая платную парковку без осуществления специально выделенных мест, оспариваемые акты вводят не предусмотренный Налоговым кодексом РФ сбор.
Правовое определение термина парковка (парковочное место) приводится в абзаце 21 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы, парковка (парковочное место) представляет собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Аналогичная дефиниция приведена в части 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
Из приведенных нормативных положений видно, что парковкой (парковочным местом) является, в любом случае, специально обозначенное место, и только в определенных случаях - специально обустроенное и оборудованное.
Частью 2.1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют мероприятия по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 13 статьи 5 данного Закона все автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств разделены на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Приведенный Закон предписывает осуществлять специально обустроенные и оборудованные парковочные места только в отношении автомагистралей и скоростных автомобильных дорог.
Из положений частей 14, 16 данной статьи следует, что автомагистрали и скоростные автомобильные дороги должны быть оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств. В отношении данных дорог установлен запрет остановки и стоянки (парковки) транспортных средств на проезжей части, обочине дороги.
В силу части 15 данной статьи автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.
Оспариваемые в части нормативные правовые акты не распространяют свое действие на автомагистрали и скоростные автомобильные дороги.
Платная парковка осуществляется в городе Москве на обычных автомобильных дорогах (часть 13 статьи 5 Закона), следовательно, в отношении данных дорог при установлении платной парковки не требуется осуществление специально оборудованных и обустроенных мест стоянки транспортных средств.
Парковка (парковочное место) в силу части 5 статьи Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является самостоятельным элементом обустройства автомобильной дороги наряду с дорожными знаками, светофорами, иными устройствами.
Таким образом, парковка (парковочное место) может размещаться непосредственно на обычной автомобильной дороге, осуществление для этого специально обустроенных мест стоянки (парковки) транспортных средств не является обязательным.
Приведенный вывод следует не только из нормативных положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", но также из части 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что парковкой является специально обозначенное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине.
Таким образом, единственное требование, которое предъявляется федеральным законодательством к размещению парковочных мест, является наличие специальных обозначений.
Размещение парковочных мест на территории улично-дорожной сети города Москвы обозначается соответствующими дорожными знаками и разметкой в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
Так, частью 12.2 Правил дорожного движения предписано, что способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1-8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.
Зоны платной парковки в городе Москве обозначаются знаками 6.4 (парковка), 8.8 (платные услуги), 8.6.1-8.6.9 (способ постановки транспортного средства на стоянку) и прочими.
В материалы дела Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы представлены графические материалы размещения парковочных мест на территории города Москвы, из которых видно, что парковочные места обозначены разметкой, а также специальными дорожными знаками.
С учетом изложенного, утверждение заявителя о том, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат актам, имеющим большую юридическую силу в связи с тем, что не подразумевают в городе Москве для размещения платной парковки оборудование специальных мест, не имеет под собой оснований.
Утверждение заявителя о несоответствии оспариваемых в части актов статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации основано на неверном толковании норм права, поскольку городские платные парковки представляют собой часть объектов улично-дорожной сети, перечисленных в Законе города Москвы от 21.03.2007 года № 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы", поставленных на кадастровый учет с присвоением индивидуальных кадастровых номеров, и не подлежащих разделу согласно части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отклоняет суд довод заявителя о том, что оспариваемые им в части акты, предусматривая установление платной парковки, а также предусматривая полномочия Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы как главного администратора доходов бюджета города Москвы в части поступления доходов от взимания платы за пользование парковочными местами, вводят не предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации сбор.
Оспариваемыми в части пунктами в качестве условия размещения транспортного средства на платной городской парковке предусмотрено установление платы за пользование парковочным местом.
Данные полномочия, реализованные органами исполнительной власти города Москвы, прямо предусмотрены частью 3.3 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Установленная плата за парковку не регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации, в частности статьей 8, устанавливающей понятие налогового сбора, поскольку находится в иной сфере общественных отношений, а именно в сфере отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Взимаемая плата за парковку транспортных средств является обязательной в силу ее гражданско-правового характера, тогда как уплата налогового сбора обусловлена фискальным характером отношений. Обязанность по оплате парковки возникает только при размещении транспортных средств на территории, обозначенной специальными знаками городских платных парковок, при этом данный способ размещения транспортных средств является одним из возможных. Парковка транспортных средств вне территории платных городских парковок, в том числе, на внутридворовых территориях, не является основанием для возложения на водителя обязанности уплатить в бюджет города Москвы общеобязательный сбор за парковку автотранспорта на территории города Москвы.
То обстоятельство, что плата за парковку зачисляется в бюджет города Москвы, не является основанием для вывода о ее налоговом характере, поскольку из положений статей 41, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что пополнение бюджета осуществляется и за счет неналоговых доходов.
Так, Законом города Москвы от 19.11.2014 г. № 54 "О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" к доходам бюджета города Москвы отнесена соответствующая плата.
Оспаривая пункт 10.1 постановления Правительства Москвы № 289-ПП от 17 мая 2013 года, пункты 28 и 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы", заявитель ссылается на отсутствие у Департамента права вводить зоны платной парковки.
Статьей 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к которым отнесены полномочия по принятию решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установлению порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установлению размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
Подпунктом "г" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с Законом г. Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы.
Пунктом 3 статьи 9 указанного Закона определено, что Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Одним из таких органов является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, который на основании постановления Правительства Москвы от 15.02.2011 № 32-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы" является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики города Москвы и осуществлению управления в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, предоставлению государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пунктами 6.11, 6.12 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы к полномочиям данного органа отнесено осуществление развития единого парковочного пространства, утверждение схем размещения городских парковок, дополнительных территориальных зоны организации платных городских парковок, перечня специальных парковочных мест для грузового транспорта и порядка оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках.
Таким образом, имея полномочия на создание и использование на платной основе парковок, включая право на установление территориальной зоны парковок, на установление соответствующей платы, Правительство Москвы реализует данные полномочия через подведомственный ему орган исполнительной власти города Москвы - Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
В рамках конкретизации полномочий в данной сфере деятельности Правительство Москвы определило компетенцию Департамента, передав ему право вводить дополнительные территориальные зоны организации платных городских парковок.
При таких обстоятельствах, пункты 28 и 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы", которыми в состав зоны платной парковки включены Новолужнецкий проезд и Лужнецкая набережная, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В оспариваемой части нормативные правовые акты соответствуют требованиям правовой определенности, являются ясными, допускают лишь однозначное толкование.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты, отдельные положения которых оспариваются заявителем, приняты уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителя, были обнародованы и введены в действие в установленном порядке, суд не усматривает оснований для признания их в оспариваемой части недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление И.Е.Л. об оспаривании пунктов 2, 3.1.4, 3.2, 3.3, 3.4, 10.1, 10.3 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 г. № 289-ПП "Об организации платных городских парковок в г. Москве", пунктов 28, 29 приложения к приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 05 декабря 2014 г. № 61-02-348/4 "Об утверждении дополнительной территориальной зоны организации платных городских парковок в границах города Москвы" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.

Судья Московского
городского суда
И.С. Баталова


------------------------------------------------------------------